Аннотация. В статье анализируются аспекты либерализации трудового законодательства Узбекистана в рамках Государственной программы «Узбекистан –2030». Основной фокус сделан на стимулировании предпринимательства и создании рабочих мест, с целью привлечения двух миллионов граждан к предпринимательской деятельности и занятости пяти миллионов человек. Также рассматриваются вопросы международного опыта в социальном страховании и предложения по созданию национальной системы социального страхования, которая бы облегчила социальные обязанности работодателей и сохраняла социальные выплаты работникам. Статья предлагает обзор текущих инициатив по улучшению трудового законодательства для поддержки экономического роста и социальной стабильности.
Ключевые слова: либерализация трудового законодательства, предпринимательство, создание рабочих мест, социальное страхование, экономический рост, социальная стабильность.
В республике ускоренными темпами развивается предпринимательство и малый бизнес. В нем задействовано около 74% всех занятых в экономике и обеспечивается 52% производства валового внутреннего продукта (ВВП), что является важным фактором повышения уровня официальной занятости населения. В целях дальнейшего развития предпринимательства как основного фактора развития национальной экономики в Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан –2030» в «Год поддержки молодежи и предпринимательства», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан No ПФ-37 от 21 февраля 2024 года –в целях создания условий, в том числе в рамках «Программы поддержки предпринимательства», предусмотрено до конца 2024 года путем реализации мер комплексной поддержки привлечь 2 миллиона граждан к предпринимательству и обеспечить занятость 5 миллионов граждан путем создания новых рабочих мест и необходимых условий. В целях реализации указанных задач решением Президента Республики Узбекистан в 2024 году принята Программа создания новых рабочих мест и содействия занятости населения, которая включает запуск крупных и региональных инвестиционных проектов, развитие сферы услуг, развитие сельского хозяйства, строительства, расширение микрофинансирования –совокупные целевые индикаторы по обеспечению постоянных, сезонных и временных рабочих мест путем стимулирования самозанятых граждан к началу предпринимательской деятельности. Среди мер, которым уделяется особое внимание в программе, –налоговые льготы для работодателей за каждое созданное рабочее место, микрокредитование и микрозаймы через вновь созданную электронную платформу «Мой бизнес», финансовая помощь предпринимателям и самозанятым, помощь в поиске рынка сбыта продукции, а также оказание услуг субъектам хозяйствования. Развитие предпринимательства сопряжено с созданием новых рабочих мест и реализацией конституционного права граждан на достойный труд. Определяя право граждан на достойный труд как конституционное право, государство устанавливает высокую планку своих обязательств по созданию необходимых условий. Это включает содействие в создании новых и развитии существующих устойчивых, конкурентоспособных субъектов, обеспечивающих достойные рабочие места с адекватными условиями труда, достойное вознаграждение за труд и адекватную социальную защиту, а также гарантии равенства и свободы. В международном рейтинге «Индекс экономической свободы –2023» от Heritage Foundation Узбекистан остаётся в группе преимущественно несвободных экономик (56,5 баллов –109 место среди 176 стран). Как отмечается в докладе, несмотря на некоторый прогресс, общей регуляторной системе «не хватает прозрачности и ясности». Современный рынок труда продолжает развиваться, но неформальная занятость сектора остаётся существенной*. Эффективность социально-трудовых отношений является одной из важных составляющих бизнес-климата. Показатель «Свобода труда» служит одним из ключевых критериев оценки международного рейтинга и состоит из шести количественных факторов: отношения минимальной заработной платы к средней добавленной стоимости на одного работника, препятствий для найма дополнительных работников, жесткости рабочего графика, сложности увольнения лишних сотрудников, установленного законом периода уведомления и обязательного выходного пособия. Центральное место в регулировании трудовых отношений занимает Трудовой кодекс Республики Узбекистан, принятый 28 октября 2022 года и охвативший широкий спектр регулируемых вопросов в сфере наемного труда. Политика ускоренного развития предпринимательства и положения Трудового кодекса Республики Узбекистан, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения на основе баланса и согласования интересов работников, работодателей и государства, подчеркивает важность защиты прав и интересов работодателей в современных условиях. В рамках анализа делового климата в Узбекистане были опубликованы мнения респондентов о прогрессе в отношении местных индикаторов. Несмотря на то, что только 20% респондентов высоко оценили принятый Трудовой кодекс, 70% отметили некоторый прогресс, в то время как более 80% считают, что прогресса нет. Работодатели указывают, что некоторые положения Трудового кодекса ограничивают свободу действий бизнеса в рыночных условиях, особенно выплаты работнику за время, когда он не был занят на работе, что ставит их в сложное положение с организационной и финансовой точки зрения. Эти выплаты включают в себя:
–выходное пособие при увольнении;
–замену срока предупреждения денежной компенсацией;
–оплату сокращенного рабочего времени;
–сохранение заработной платы для выполнения интересов государства, общества и населения;
–оплату дополнительных отпусков; –пособие по беременности и родам;
–пособие по уходу за ребенком.
Несмотря на инновационность принятого Трудового кодекса, все же необходимо признать значительную его забюрократизированность, когда выполнение всех его требований становится настолько невыгодным работодателю, что ему проще их игнорировать и ограничиться устной договоренностью с работником. В свою очередь, многие работники за отсутствием предложений работы вынуждены идти на заключение кабальных «устных договоренностей». В Трудовом кодексе Республики Узбекистан сохранены черты регулятора традиционного типа, ориентированного на сохранение рабочих мест, поддержку крупных предприятий и высокие издержки работодателей на труд. Это не способствует развитию рынка труда, где более 70% занятых населения приходится на малое и частное предпринимательство. В современных экономических условиях отношения между работниками и работодателями часто носят скорее экономический, чем юридический характер. Многие работодатели, особенно вновь созданные предприятия, не могут позволить себе долгосрочные трудовые отношения из-за высокой вероятности закрытия, что подчеркивает необходимость государственной поддержки таких предприятий. По данным исследовательской компании Startup Genome, 90% компаний закрываются уже в первый год, и только 10% становятся прибыльными проектами. И причин этому немало. Вопросы, связанные с краткосрочными трудовыми отношениями на предприятиях микро-и индивидуального предпринимательства, нашли свое решение в Трудовом кодексе, но нормы, связанные с гарантийными выплатами и сохранением рабочих мест в случае сокращения штатов или ликвидации предприятия, оказались настолько забюрократизированы, что становятся непосильной ношей для микро-субъектов предпринимательства. Аналогичные проблемы существуют и для других вновь созданных предприятий. Субъекты малого предпринимательства обычно не нуждаются в работниках на долгосрочной основе, поскольку не могут спрогнозировать темпы развития бизнеса и получаемую прибыль. Более того, современный работодатель в лице индивидуального предпринимателя часто не обладает достаточными финансовыми средствами для выплат работнику, не выполняющему функциональные обязанности. Именно поэтому эксперты Международной организации труда стали признавать, что работа может быть организована на разных контрактных основах, и задача Международной организации труда состоит не в стандартизации всех форм занятости, а в создании условий для того, чтобы любой труд был достойным [1].Бизнес приспосабливается к жесткому Трудовому кодексу, просто не соблюдая его нормы, либо используя неформальную занятость. Вопросы социальной защиты работников законодательно регламентированы в Трудовом кодексе Республики Узбекистан. Кодекс может похвастаться большим количеством льготных норм, направленных на социальную защиту работников, а именно несовершеннолетних, женщин, работников-лиц с инвалидностью, одиноких родителей, потерявших работу, работников, страдающих профессиональными, социально значимыми заболеваниями, участников военных действий, ликвидации последствий аварий и т.д. Льготы, в основном, касаются сохранения рабочего места и заработной платы, предоставления сокращенного рабочего времени и многочисленных периодов отдыха. Несмотря на обилие льготных норм, еще рано говорить о полной защищенности работников. Огромное количество льгот и выплат в пользу работника может привести к тому, что работодатель, не желая их предоставлять за свой счет, может отказаться трудоустраивать данные категории лиц. Льготы работникам не подкреплены аналогичными льготами для работодателей, за исключением использования труда лиц с инвалидностью. Остается непонятным вопрос выплат работникам при прекращении трудового договора по совместительству. Такие договоры, как правило, заключаются с лицами, уже занятыми по основному месту работы. Выплаты при прекращении трудового договора предназначены для материальной поддержки граждан, которые окажутся без работы, но это не касается совместителей, у которых уже есть основное место занятости. Большое количество выплат, осуществляемых за счет работодателя, выплачиваемых в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком противоречит нормам Конвенции 103 «Об охране материнства», где предусмотрено, что работодатель не несет лично ответственности за расходы по предоставлению таких пособий, причитающихся занятым у него женщинам. Указом Президента от 25.07.2022г. No УП-175 «Об утверждении Стратегии социальной защиты населения» был образован Фонд социального страхования, благодаря которому часть пособия по беременности и родам выплачивается за счет средств Госбюджета исходя из минимального размера ежемесячных потребительских расходов. При этом работодатель не освобождается от выплат полностью. В Узбекистане системы социального страхования, которыми можно было бы заменить выплаты работодателя в Узбекистане пока нет, хотя упоминание о ней в Трудовом кодексе имеется. Такая же проблема имеется в сфере занятости, и она также связана с выплатами работодателя, но уже при прекращении трудового договора по инициативе работодателя, например, по сокращению штатов или реорганизации, ликвидации предприятия. В мире система социального страхования имеет важное значение при обеспечении гарантий социальной защиты работников в период отсутствия объективной возможности у человека трудоустроиться. У нас в Узбекистане, такие выплаты осуществляются за счет работодателя и Фонда содействия занятости. Одним из основных источников формирования средств Фонда является доля от единого социального платежа, выплачиваемого из фонда оплаты труда организации. В соответствии с действующим законодательством, доля от единого социального платежа, установленного законодательством, выплачиваемая в Фонд содействия занятости составляет 0,1% от 25% фонда отплаты труда для всех работодателей, и от 15 % –для малых предприятий и микроформ. Изучение зарубежного опыта по вопросу отчислений в фонд содействия занятости показало, что сумма страховых отчислений варьируется от минимальной 1% до 5,6 % от фонда оплаты труда. В некоторых государствах отчисления производят только работодатели. Благодаря этому, размер пособия по безработице в указанных странах находится на уровне обеспечения достойного проживания, кроме пособий предусмотрены дополнительные материальные и социальные выплаты безработным, в случае отсутствия работы по окончании срока выплат пособий. С учетом изложенного представляется актуальным вопрос формирования национальной системы социального страхования с участием работников и работодателей в целях перераспределения социальных обязательств работодателей. Такая система поможет сохранить социальные выплаты работникам с одновременным снятием нагрузки на работодателей.
Саттарова Гулноза Джуракуловна
Главный научный сотрудник